Возраст и стадии развития ребенка

Каждый ребенок развивается уникально, и использование норм помогает понять эти закономерности развития, признавая при этом большую разницу между отдельными людьми. Несмотря на множество теорий развития, общепринятая перспектива развития включает в себя следующие моменты:


Эмоциональное, физическое, умственное и социальное функционирование маленьких детей отличается от функционирования детей старшего возраста и взрослых и включает в себя определенные этапы, стадии и вехи в развитии;

Существует множество прогрессивных изменений в физических, умственных, когнитивных и социально-эмоциональных способностях детей с самого раннего возраста до школьного возраста. Эти изменения проявляются через приобретение новых навыков и умений, через то, как ребенок устанавливает отношения, общается, учится или играет;

Детство-это период жизни, когда дети больше всего зависят от безопасных и отзывчивых отношений с другими людьми (взрослыми, братьями и сестрами, сверстниками). Эти отношения необходимы не только для обеспечения их выживания, но и для эмоциональной безопасности, социальной интеграции и развития когнитивных и культурных компетенций;

Развитие маленьких детей особенно чувствительно к негативным последствиям раневого недоедания, пренебрежения, безответственного воспитания, ненадлежащего обращения и разорванных отношений;

В тех случаях, когда основные потребности не удовлетворяются, последствия часто ощущаются как в детстве, так и во взрослой жизни;

Раннее развитие также зависит от индивидуальных способностей и потребностей маленького ребенка, пола, этнического и культурного происхождения, а также экономических, социальных и культурных условий, в которых он или она живет.

Младенцы и малыши

Физический

Новорожденный: грубое, случайное, нескоординированное, рефлексивное движение

3 mo: голова под углом 90 градусов, использует руки для опоры; визуально отслеживает среднюю линию

5 мо: целенаправленное хватание; переворачивание; отставание головы исчезает; тянется к

предметам; переносит предметы из рук в руки; играет ногами; упражняет тело, растягиваясь, двигаясь; прикасается к гениталиям, качается на животе для удовольствия

7 мес: сидит в “треноге”; поднимает голову и туловище от пола; поддерживает

вес на ногах; “сгребает” руками

9 мес: встает и садится; ползает, тянется к стоянию; наклоняется и

восстанавливается; противостояние пальцев; координация рук глазами, но без предпочтения рук

12 мес: ходьба

15 мес: более сложные двигательные навыки

2 года: учится сначала подниматься по лестнице, а затем спускаться

Мыслительный

Сенсомоторный: физически исследует окружающую среду, чтобы узнать о ней;

повторяет движения, чтобы овладеть ими, что также стимулирует развитие клеток мозга

4-5 мес: воркует, любопытствует и интересуется окружающей средой

6 месяцев: лепечет и имитирует звуки

9 мо: различает родителей и других; решение проблем методом проб и ошибок

12 мо: начало символического мышления; указывает на картинки в

книгах в ответ на вербальный сигнал; постоянство объекта; некоторые могут использовать отдельные слова; восприимчивый язык

более развит, чем выразительный язык

15 мо: учится, имитируя сложное поведение; знает, что

объекты используются для определенных целей.

2 года: 2 словосочетания; использует более сложные игрушки и понимает

последовательность складывания игрушек, головоломок вместе

Общественный

Привязанность: ребенок успокаивается, когда родители чувствуют себя комфортно; малыш ищет комфорта у родителей,

исследование безопасной базы

5 мес: реагирует на социальные стимулы; выражение эмоций на лице

9 мо: социально интерактивен; играет в игры (например, в пирожки) со смотрителями

11 месяцев: тревога незнакомца; тревога разлуки;

одинокая игра

2 года: имитация, параллельная и символическая, игра

Эмоциональный

Рождение-1 год: учится фундаментальному доверию к себе, опекунам, окружающей среде

1-3 года: овладение телом и рудиментарное овладение окружающей

средой (может заставить других заботиться о нем)

12-18 месяцев: могут начаться “ужасные двойки”; своевольные, упрямые, истерики

18-36 мес: испытывайте гордость, когда они “хорошие”, и

смущение, когда они “плохие”

18-36 мес: Может распознавать страдания в других – начало эмпатии

18-36 мес: эмоционально привязаны к игрушкам или предметам для обеспечения безопасности

Возможные последствия жестокого обращения

Хроническое недоедание: задержка роста, повреждение головного мозга, возможно, умственная отсталость

Травма головы и тряска: перелом черепа, умственная отсталость, детский церебральный паралич, паралич, кома, смерть, слепота, глухота

Повреждения внутренних органов

Хронические заболевания, вызванные медицинской халатностью

Задержка общей и мелкой моторики, плохой мышечный тонус

Языковые и речевые задержки; не может использовать язык для общения

Неуверенная или неорганизованная привязанность: чрезмерно цепкая, отсутствие дискриминации значимых людей, не может использовать родителей в качестве

источника комфорта

Пассивный, замкнутый, апатичный, не реагирующий на других

“Застывшая настороженность", страх, тревога, депрессия

Чувствую, что они “плохие”

Незрелая игра – не может быть вовлечена во взаимную, интерактивную игру


Дошкольный

Физический

Физически активен

Правило трех: 3 года, 3 фута, 33 фунта.

Увеличение веса: 4-5 фунтов в год

Рост: 3-4 дюйма в год

Физически активен, долго не может усидеть на месте

Неуклюжее метание мячей

Совершенствует сложные навыки: прыжки,

прыжки, скалолазание, бег, езда на “больших

колесах” и трехколесных велосипедах

Улучшение мелкой моторики и координации

глаз и рук: вырезать ножницами, рисовать фигуры 3– 3 ½ года: большинство обученных туалету

Мыслительный

Эгоцентричное, нелогичное, магическое мышление

Взрыв словарного запаса; изучение синтаксиса, грамматики; понимается 75% людей в возрасте 3 лет

Плохое понимание времени, ценности, последовательности событий

Яркое воображение; некоторые трудности с отделением фантазии от реальности

Точная память, но более внушаемая, чем у детей старшего возраста

Примитивный рисунок, не может представлять себя в рисунке до 4 лет

Не осознайте, что у других другая точка зрения

Опустите важные факты

Может неправильно истолковать визуальные сигналы эмоций

Восприимчивый язык лучше, чем выразительный, до 4 лет

Общественный

Играть:

 Кооперативный, творческий, может

включать фантазию и воображаемых друзей, по очереди участвует в играх

 Развивает грубую и мелкую

моторику; социальные навыки; экспериментирует с

социальными ролями; уменьшает страхи

Хочет угодить взрослым.

Развитие совести:

включает в

себя родительские

запреты; чувствует себя

виноватым

, когда непослушен;

упрощенное представление о

“хорошем и плохом” поведении

Любопытствуя о своем и чужом телах, может мастурбировать

Никакого чувства уединения

Примитивное, стереотипное понимание гендерных ролей

Эмоциональный

Самооценка, основанная на том, что ему говорят другие

Повышение способности контролировать эмоции; меньше эмоциональных всплесков

Повышенная терпимость к фрустрации

Лучше отложить удовлетворение

Рудиментарное чувство собственного "я"

Понимает понятия правильного и неправильного

Самооценка отражает мнение значимых других людей

Любопытный

Самостоятельность во многих видах деятельности

Возможные последствия жестокого обращения

Плохой мышечный тонус, координация движений

Плохое произношение, неполные предложения

Когнитивные задержки; неспособность сосредоточиться

Не может играть совместно; не хватает любопытства, отсутствует игра воображения и фантазии

Социальная незрелость: неспособность делиться или договариваться со сверстниками; чрезмерно властный, агрессивный, конкурентный

Проблемы с привязанностью: чрезмерно цепкие, поверхностные привязанности, проявляют мало беспокойства или чрезмерно реагируют, когда отделены от опекуна

Недостаточный вес из-за недоедания; маленький рост

Чрезмерно боязливые, тревожные, ночные кошмары

Напоминания о травматическом опыте могут вызвать сильную тревогу, агрессию, озабоченность

Отсутствие контроля над импульсами, слабая способность откладывать удовлетворение

Преувеличенная реакция (истерики, агрессия) даже на легкие стрессоры

Низкая самооценка, уверенность в себе; отсутствие инициативы

Вините себя за жестокое обращение, размещение

Физические травмы; болезненные, неизлечимые болезни

Энурез, энкопрез, самостимулирующее поведение – раскачивание, стук головой


Школьный Возраст

Физический

Медленный, устойчивый рост:

3 -4 дюйма в год

Используйте физические нагрузки

для развития грубой

и мелкой моторики

Моторные и перцептивные

двигательные навыки лучше интегрированы

10-12 лет:

у некоторых детей начинается половое созревание

Мыслительный

Используйте язык как средство коммуникации

Перспектива:

5-8 лет: может распознавать взгляды других, не может брать на себя роль другого

8-10 лет: распознавать разницу между поведением и намерениями;

возраст 10-11 лет: может точно

распознавать и учитывать

точки зрения других

Конкретные операции:

Точное восприятие событий; рациональное, логическое мышление; конкретное

мышление; размышление о себе и свойствах; понимание понятий пространства, времени, измерения

Может вспомнить события, произошедшие месяцами или годами ранее

Более эффективные навыки совладания

Понимает, как его поведение влияет на других

Общественный

Дружба зависит от конкретной ситуации

Понимает понятия правильного и неправильного

Правила, на которые опираются, чтобы направлять поведение и игру, а также обеспечивать ребенку структуру и безопасность

5-6 лет: верьте, что правила могут

быть изменены

7-8 лет: строгое соблюдение правил

9-10 лет: правила могут быть согласованы

Начните понимать социальные роли; рассматривает их как негибкие; может

адаптировать поведение в соответствии с различными ситуациями; практикует социальные роли

Берет на себя больше обязанностей дома

Меньше фантазийных игр, больше командных видов спорта, настольных игр

Мораль: избегайте наказания;

обмены в личных интересах

Эмоциональный

Самооценка, основанная на способности выполнять и производить

Альтернативные стратегии борьбы с фрустрацией и выражения эмоций

Чувствителен к чужому мнению о себе

6-9 лет: есть вопросы о беременности, половом акте,

сексуальной ругани, ищите обнаженные фотографии в книгах,

журналах

10-12 лет: игры с мочой, сексуальная активность (например,

покер на раздевание, правда/вызов, отношения между мальчиком и девочкой, флирт, некоторые

поцелуи, поглаживание/растирание, повторение полового акта

с одеждой)

Возможные последствия жестокого обращения

Плохая социальная/академическая адаптация в школе: озабочен, легко разочаровывается, эмоциональные вспышки, трудности с концентрацией внимания, может чрезмерно полагаться на учителей; академические проблемы угрожают, вызывают беспокойство

Слабый контроль импульсов, немедленное удовлетворение, неадекватные навыки совладания, тревога, легко расстраивается, может чувствовать себя неуправляемым

Крайности эмоций, эмоциональное оцепенение; дети старшего возраста могут “заниматься самолечением”, чтобы избежать негативных эмоций

Разыгрывайте разочарование, гнев, тревогу с помощью ударов, драк, лжи, воровства, разбивания предметов, словесных вспышек, ругани

Экстремальная реакция на воспринимаемую опасность (например, реакция “сражайся, беги, замри”).)

Может быть недоверчивым к взрослым или чрезмерно заботливым, манипулятивным

Может говорить в нереально ярких выражениях о своих родителях

Трудности в отношениях со сверстниками; чувство неадекватности в окружении сверстников; чрезмерный контроль

Неспособный инициировать, участвовать или завершать действия, быстро сдавайтесь

Проблемы с привязанностью: может быть не в состоянии доверять, проверяет приверженность приемного и приемного родителя с негативным поведением

Смена ролей, чтобы угодить родителям и позаботиться о родителях и младших братьях и сестрах

Эмоциональные нарушения: депрессия, тревога, посттравматическое стрессовое расстройство, проблемы с привязанностью, расстройства поведения

Источник:

“Полевое руководство по благополучию детей Том III: Развитие детей и благополучие детей”

Автор: Джудит С. Райкус, доктор философии, и Рональд К. Хьюз, доктор философии, Лига защиты детей Америки, Пресс 1998

You Might Also Like

0 комментарий