Возраст и стадии развития ребенка
Каждый ребенок развивается уникально, и использование норм помогает понять эти закономерности развития, признавая при этом большую разницу между отдельными людьми. Несмотря на множество теорий развития, общепринятая перспектива развития включает в себя следующие моменты:
Эмоциональное, физическое, умственное и социальное функционирование маленьких детей отличается от функционирования детей старшего возраста и взрослых и включает в себя определенные этапы, стадии и вехи в развитии;
Существует множество прогрессивных изменений в физических, умственных, когнитивных и социально-эмоциональных способностях детей с самого раннего возраста до школьного возраста. Эти изменения проявляются через приобретение новых навыков и умений, через то, как ребенок устанавливает отношения, общается, учится или играет;
Детство-это период жизни, когда дети больше всего зависят от безопасных и отзывчивых отношений с другими людьми (взрослыми, братьями и сестрами, сверстниками). Эти отношения необходимы не только для обеспечения их выживания, но и для эмоциональной безопасности, социальной интеграции и развития когнитивных и культурных компетенций;
Развитие маленьких детей особенно чувствительно к негативным последствиям раневого недоедания, пренебрежения, безответственного воспитания, ненадлежащего обращения и разорванных отношений;
В тех случаях, когда основные потребности не удовлетворяются, последствия часто ощущаются как в детстве, так и во взрослой жизни;
Раннее развитие также зависит от индивидуальных способностей и потребностей маленького ребенка, пола, этнического и культурного происхождения, а также экономических, социальных и культурных условий, в которых он или она живет.
Младенцы и малыши
Физический Новорожденный: грубое, случайное, нескоординированное, рефлексивное движение 3 mo: голова под углом 90 градусов, использует руки для опоры; визуально отслеживает среднюю линию 5 мо: целенаправленное хватание; переворачивание; отставание головы исчезает; тянется к предметам; переносит предметы из рук в руки; играет ногами; упражняет тело, растягиваясь, двигаясь; прикасается к гениталиям, качается на животе для удовольствия 7 мес: сидит в “треноге”; поднимает голову и туловище от пола; поддерживает вес на ногах; “сгребает” руками 9 мес: встает и садится; ползает, тянется к стоянию; наклоняется и восстанавливается; противостояние пальцев; координация рук глазами, но без предпочтения рук 12 мес: ходьба 15 мес: более сложные двигательные навыки 2 года: учится сначала подниматься по лестнице, а затем спускаться | Мыслительный Сенсомоторный: физически исследует окружающую среду, чтобы узнать о ней; повторяет движения, чтобы овладеть ими, что также стимулирует развитие клеток мозга 4-5 мес: воркует, любопытствует и интересуется окружающей средой 6 месяцев: лепечет и имитирует звуки 9 мо: различает родителей и других; решение проблем методом проб и ошибок 12 мо: начало символического мышления; указывает на картинки в книгах в ответ на вербальный сигнал; постоянство объекта; некоторые могут использовать отдельные слова; восприимчивый язык более развит, чем выразительный язык 15 мо: учится, имитируя сложное поведение; знает, что объекты используются для определенных целей. 2 года: 2 словосочетания; использует более сложные игрушки и понимает последовательность складывания игрушек, головоломок вместе | Общественный Привязанность: ребенок успокаивается, когда родители чувствуют себя комфортно; малыш ищет комфорта у родителей, исследование безопасной базы 5 мес: реагирует на социальные стимулы; выражение эмоций на лице 9 мо: социально интерактивен; играет в игры (например, в пирожки) со смотрителями 11 месяцев: тревога незнакомца; тревога разлуки; одинокая игра 2 года: имитация, параллельная и символическая, игра |
Эмоциональный Рождение-1 год: учится фундаментальному доверию к себе, опекунам, окружающей среде 1-3 года: овладение телом и рудиментарное овладение окружающей средой (может заставить других заботиться о нем) 12-18 месяцев: могут начаться “ужасные двойки”; своевольные, упрямые, истерики 18-36 мес: испытывайте гордость, когда они “хорошие”, и смущение, когда они “плохие” 18-36 мес: Может распознавать страдания в других – начало эмпатии 18-36 мес: эмоционально привязаны к игрушкам или предметам для обеспечения безопасности | Возможные последствия жестокого обращения Хроническое недоедание: задержка роста, повреждение головного мозга, возможно, умственная отсталость Травма головы и тряска: перелом черепа, умственная отсталость, детский церебральный паралич, паралич, кома, смерть, слепота, глухота Повреждения внутренних органов Хронические заболевания, вызванные медицинской халатностью Задержка общей и мелкой моторики, плохой мышечный тонус Языковые и речевые задержки; не может использовать язык для общения Неуверенная или неорганизованная привязанность: чрезмерно цепкая, отсутствие дискриминации значимых людей, не может использовать родителей в качестве источника комфорта Пассивный, замкнутый, апатичный, не реагирующий на других “Застывшая настороженность", страх, тревога, депрессия Чувствую, что они “плохие” Незрелая игра – не может быть вовлечена во взаимную, интерактивную игру |
Дошкольный
Физический Физически активен Правило трех: 3 года, 3 фута, 33 фунта. Увеличение веса: 4-5 фунтов в год Рост: 3-4 дюйма в год Физически активен, долго не может усидеть на месте Неуклюжее метание мячей Совершенствует сложные навыки: прыжки, прыжки, скалолазание, бег, езда на “больших колесах” и трехколесных велосипедах Улучшение мелкой моторики и координации глаз и рук: вырезать ножницами, рисовать фигуры 3– 3 ½ года: большинство обученных туалету | Мыслительный Эгоцентричное, нелогичное, магическое мышление Взрыв словарного запаса; изучение синтаксиса, грамматики; понимается 75% людей в возрасте 3 лет Плохое понимание времени, ценности, последовательности событий Яркое воображение; некоторые трудности с отделением фантазии от реальности Точная память, но более внушаемая, чем у детей старшего возраста Примитивный рисунок, не может представлять себя в рисунке до 4 лет Не осознайте, что у других другая точка зрения Опустите важные факты Может неправильно истолковать визуальные сигналы эмоций Восприимчивый язык лучше, чем выразительный, до 4 лет | Общественный Играть: Кооперативный, творческий, может включать фантазию и воображаемых друзей, по очереди участвует в играх Развивает грубую и мелкую моторику; социальные навыки; экспериментирует с социальными ролями; уменьшает страхи Хочет угодить взрослым. Развитие совести: включает в себя родительские запреты; чувствует себя виноватым , когда непослушен; упрощенное представление о “хорошем и плохом” поведении Любопытствуя о своем и чужом телах, может мастурбировать Никакого чувства уединения Примитивное, стереотипное понимание гендерных ролей |
Эмоциональный Самооценка, основанная на том, что ему говорят другие Повышение способности контролировать эмоции; меньше эмоциональных всплесков Повышенная терпимость к фрустрации Лучше отложить удовлетворение Рудиментарное чувство собственного "я" Понимает понятия правильного и неправильного Самооценка отражает мнение значимых других людей Любопытный Самостоятельность во многих видах деятельности | Возможные последствия жестокого обращения Плохой мышечный тонус, координация движений Плохое произношение, неполные предложения Когнитивные задержки; неспособность сосредоточиться Не может играть совместно; не хватает любопытства, отсутствует игра воображения и фантазии Социальная незрелость: неспособность делиться или договариваться со сверстниками; чрезмерно властный, агрессивный, конкурентный Проблемы с привязанностью: чрезмерно цепкие, поверхностные привязанности, проявляют мало беспокойства или чрезмерно реагируют, когда отделены от опекуна Недостаточный вес из-за недоедания; маленький рост Чрезмерно боязливые, тревожные, ночные кошмары Напоминания о травматическом опыте могут вызвать сильную тревогу, агрессию, озабоченность Отсутствие контроля над импульсами, слабая способность откладывать удовлетворение Преувеличенная реакция (истерики, агрессия) даже на легкие стрессоры Низкая самооценка, уверенность в себе; отсутствие инициативы Вините себя за жестокое обращение, размещение Физические травмы; болезненные, неизлечимые болезни Энурез, энкопрез, самостимулирующее поведение – раскачивание, стук головой |
Школьный Возраст
Физический Медленный, устойчивый рост: 3 -4 дюйма в год Используйте физические нагрузки для развития грубой и мелкой моторики Моторные и перцептивные двигательные навыки лучше интегрированы 10-12 лет: у некоторых детей начинается половое созревание | Мыслительный Используйте язык как средство коммуникации Перспектива: 5-8 лет: может распознавать взгляды других, не может брать на себя роль другого 8-10 лет: распознавать разницу между поведением и намерениями; возраст 10-11 лет: может точно распознавать и учитывать точки зрения других Конкретные операции: Точное восприятие событий; рациональное, логическое мышление; конкретное мышление; размышление о себе и свойствах; понимание понятий пространства, времени, измерения Может вспомнить события, произошедшие месяцами или годами ранее Более эффективные навыки совладания Понимает, как его поведение влияет на других | Общественный Дружба зависит от конкретной ситуации Понимает понятия правильного и неправильного Правила, на которые опираются, чтобы направлять поведение и игру, а также обеспечивать ребенку структуру и безопасность 5-6 лет: верьте, что правила могут быть изменены 7-8 лет: строгое соблюдение правил 9-10 лет: правила могут быть согласованы Начните понимать социальные роли; рассматривает их как негибкие; может адаптировать поведение в соответствии с различными ситуациями; практикует социальные роли Берет на себя больше обязанностей дома Меньше фантазийных игр, больше командных видов спорта, настольных игр Мораль: избегайте наказания; обмены в личных интересах |
Эмоциональный Самооценка, основанная на способности выполнять и производить Альтернативные стратегии борьбы с фрустрацией и выражения эмоций Чувствителен к чужому мнению о себе 6-9 лет: есть вопросы о беременности, половом акте, сексуальной ругани, ищите обнаженные фотографии в книгах, журналах 10-12 лет: игры с мочой, сексуальная активность (например, покер на раздевание, правда/вызов, отношения между мальчиком и девочкой, флирт, некоторые поцелуи, поглаживание/растирание, повторение полового акта с одеждой) | Возможные последствия жестокого обращения Плохая социальная/академическая адаптация в школе: озабочен, легко разочаровывается, эмоциональные вспышки, трудности с концентрацией внимания, может чрезмерно полагаться на учителей; академические проблемы угрожают, вызывают беспокойство Слабый контроль импульсов, немедленное удовлетворение, неадекватные навыки совладания, тревога, легко расстраивается, может чувствовать себя неуправляемым Крайности эмоций, эмоциональное оцепенение; дети старшего возраста могут “заниматься самолечением”, чтобы избежать негативных эмоций Разыгрывайте разочарование, гнев, тревогу с помощью ударов, драк, лжи, воровства, разбивания предметов, словесных вспышек, ругани Экстремальная реакция на воспринимаемую опасность (например, реакция “сражайся, беги, замри”).) Может быть недоверчивым к взрослым или чрезмерно заботливым, манипулятивным Может говорить в нереально ярких выражениях о своих родителях Трудности в отношениях со сверстниками; чувство неадекватности в окружении сверстников; чрезмерный контроль Неспособный инициировать, участвовать или завершать действия, быстро сдавайтесь Проблемы с привязанностью: может быть не в состоянии доверять, проверяет приверженность приемного и приемного родителя с негативным поведением Смена ролей, чтобы угодить родителям и позаботиться о родителях и младших братьях и сестрах Эмоциональные нарушения: депрессия, тревога, посттравматическое стрессовое расстройство, проблемы с привязанностью, расстройства поведения |
Источник:
“Полевое руководство по благополучию детей Том III: Развитие детей и благополучие детей”
Автор: Джудит С. Райкус, доктор философии, и Рональд К. Хьюз, доктор философии, Лига защиты детей Америки, Пресс 1998
0 комментарий