Игровые технологии в начальной школе: виды, цели и задачи, актуальность. Интересные уроки в начальной школе

Начальное школьное образование является основой дальнейшего образовательного процесса. Если ребенок усваивает простейшие понятия, то в старших классах ему легко даются сложные предметы. Каждый учитель заинтересован в том, чтобы ученики показывали хорошие результаты в обучении. Дети 6-9 лет не заинтересованы в изучении сухой теории. Поэтому многие учителя используют игровые технологии в начальной школе, что делает уроки яркими и запоминающимися.

Цель игровых технологий в начальной школе

Традиционный подход к обучению ориентирован на промежуточный уровень образования. Проблема в том, что стандартное изложение предмета в начальной школе приводит к тому, что ребята теряют интерес к учебе. Они продолжают ходить в школу, потому что "так необходимо." Хорошие оценки стараются заработать дети, чтобы получить новую игрушку или элементарную похвалу родителей. Игровые технологии в начальной школе направлены на подогрев интереса детей к основным предметам. Это математика, литература, письменность, иностранная и русская.

Первоначальная цель игровых технологий в начальной школе - мотивация детей к обучению. В процессе досуговой деятельности формируется творческая личность школьника, он учится систематизировать полученные знания, использовать их в решении различных задач в будущем. Еще одной целью игры является укрепление физического и психологического здоровья учащихся. Дети учатся общаться в команде в активной форме. Многие игры предполагают легкую физическую нагрузку. А эмоциональный подъем, который в итоге получают дети, помогает укрепить их собственное "Я". Именно игра помогает справиться с детскими комплексами. Это особенно важно для парней, которые не уверены в себе.

Каждая игровая технология в рамках ФГОС начальной школы должна решать следующие задачи:

  1. Развивать в детях способность самостоятельно мыслить, решать без посторонней помощи простейшие задачи.
  2. Добиться полного усвоения материала по предмету каждым учеником в школьной команде.
  3. Сохранение физического и психического здоровья детей в процессе обучения.

Большинство учителей считают, что игровые технологии в начальной школе должны быть приоритетными в организации учебного процесса для детей младшего возраста.

Виды игровых технологий

Все игры, которые могут быть использованы в процессе тренировки, делятся на группы: обучающие, развивающие, репродуктивные, диагностические. Каждый вид ставит перед собой определенную задачу. В процессе обучения ребенок усваивает информацию, которой раньше не знал. Развивающие игровые образовательные технологии направлены на раскрытие у ребенка новых способностей. На таких уроках учитель учит детей логически мыслить. Репродуктивные игры помогают закрепить усвоенный материал. Кроме того, на таких уроках учитель может выяснить, где есть пробелы, какой материал ребята не до конца поняли.

Независимо от вида, каждая игра имеет четкую структуру и должна включать в себя: роли, которые берут на себя игра, игра, сюжет. Для совершенствования учебного процесса в начальной школе можно использовать два основных метода: ролевые игры на уроке, а также конкурсы. Последний вариант мотивирует детей к большему обучению. Каждый ребенок стремится получить знания, чтобы стать лучшим.

Игровая педагогическая технология должна использоваться без отрыва от основного учебного процесса. Должен быть эффект неожиданности. Наилучшего результата достигнет учитель, если он совместит традиционное обучение с игрой. Ребята не должны идти на урок, зная наверняка, что он пройдет в нестандартной форме.

Игровые технологии на уроках русского языка

Предмет "Русский язык" является одним из наименее популярных среди детей младшего школьного возраста. Если вы преподадите урок в игровой форме, учителю удастся получить отличный результат. Быстро запомнить новые правила помогут упражнения в играх. Учитель предлагает каждому ученику составить кроссворд или головоломку об основных аспектах изученного ранее русского языка. Здесь вы можете использовать соревновательный момент. Самые интересные и сложные головоломки рассматриваются на уроках, автор получает положительную оценку в дневнике. Такую игровую технологию можно использовать во втором или третьем классе, когда ребята уже обладают определенным объемом знаний.

Для первоклассников, которые только начинают учебный процесс, идеально подойдет игра-путешествие. Учитель может продумать сценарий нестандартного урока, на котором дети отправятся в гости в страну Лингвиниума или в яркий Алфавитный сад, где на деревьях будут расти не обычные фрукты, а буквы. Такую поездку можно провести на свежем воздухе, пригласить других учителей и родителей учеников. Игры-путешествия помогают развить воображение детей, закрепить учебный материал. Дети будут запоминать предмет гораздо быстрее, если он связан с положительными эмоциями.

Закрепить усвоенный материал также помогут игры-конкурсы. Учитель делит класс на две команды. Далее ребятам предлагается решить задания (исправить ошибки в предложениях, вставить пропущенные буквы, исправить пунктуационные ошибки). За каждое правильно выполненное задание команда получает очки. Победителем становится тот, у кого к концу игры будет больше очков. В качестве приза студенты могут быть освобождены от выполнения домашних заданий.

Использование игровых технологий на уроках литературы

Любовь к чтению также проявляется далеко не у всех ребят. Различные виды игровых технологий в начальной школе помогают вызвать интерес к этому предмету. Наиболее эффективными являются различные сцены и спектакли, посвященные определенному литературному произведению. Ролевые игры, как правило, помогают развивать творческие способности детей. Благодаря таким нестандартным урокам многие дети еще в начальной школе решают посвятить свою дальнейшую жизнь театру.

После изучения определенного произведения учитель предлагает детям поставить собственное представление. Роли должны получить абсолютно все участники конкретной команды. Спектакль поставлен для родителей и администрации школы. Студенты стараются хорошо запомнить свои слова, чтобы красиво выглядеть на сцене. Использование игровых технологий в такой форме позволяет развивать память детей, творческие способности. Кроме того, таким образом студенты хорошо разбираются в материале. Ребята буквально живут жизнью конкретного литературного персонажа.

Хорошие результаты дает и игра в импровизацию. На одном из уроков учитель предлагает детям написать свою собственную сказку. Каждый студент по очереди делает предложение. Каждое утверждение должно быть продолжением предыдущего. Сказка фиксируется на диктофоне. Затем ребята слушают свою работу, анализируют ее. Часто такие импровизированные истории оказываются довольно нелепыми. Урок в игровой форме пробудит у детей интерес к изучению литературы. Кроме того, импровизация способствует развитию воображения.

Математика-это предмет, цель которого-научить детей не только считать, но и логическому мышлению. Интересный урок по математике может включать в себя следующие игры:

"Лишний объект". На магнитной доске учитель помещает ряд предметов, один из которых отличается по форме, цвету или значению. Ребята должны определить, какой предмет лишний, и обосновать свою точку зрения.

"Веселый трамвай". Учитель раздает карточки с цифрами от 1 до 10. Затем вызывается трамвай № 10. В нем должны сидеть пассажиры с номерами в общей сложности 10 (например, 3 и 7 или 2, 3 и 5 и т. Д.). Поэтому учитель делает все остальное с помощью цифр. Игра помогает детям в первом классе запоминать композиции чисел.

- Назови следующий номер." Все ребята стоят в круг. В центре находится учитель, который бросает мяч выбранному ученику и называет число от 1 до 9. Школьник должен назвать следующий номер и вернуть мяч учителю.

- Назови цифры." На белом холсте (это может быть магнитная доска) с помощью различных геометрических фигур составляется сказочный персонаж. Ребята должны назвать, какие цифры используются, сколько из них подсчитано. Далее из полученных фигурок каждый может составить другое изображение (домик, собака, цветок и т.д.)

"Цель". Игра также направлена на изучение состава чисел. К доске приглашаются два парня, которые с помощью рук создают ворота. Им дается определенное число от 2 до 10. Другим студентам также выдаются карточки с цифрами. Каждый должен найти пару, чтобы пройти через ворота. Например, чтобы пройти через число 8, вам нужно иметь карты 6 и 2.

Есть и другие примеры игровых технологий в начальной школе, которые можно использовать на уроках математики. Все они направлены на закрепление материала, который дети получают на традиционных уроках.

Нестандартные уроки естественной истории

Согласно ФГОС, занятия с ребятами начинаются уже в первом классе. С интересом к предмету проблем обычно не возникает. Даже в сухом виде дети хотят знать, почему земля круглая и почему поют птицы. Но игровые технологии в ФГОС начальной школы имеют не только пробуждение интереса к предмету. Об этом было написано выше. Также важно развивать фантазию ребят, их физические данные. Поэтому учителя часто прибегают к проведению уроков по естественной истории на открытом воздухе. Здесь ребята активно проводят время, получают заряд бодрости и параллельно изучают местную флору и фауну. Наиболее актуальным является проведение занятий такого рода в сентябре и мае, когда погодные условия доступны для обучения.

Начиная со второго полугодия в первом классе, когда дети уже владеют определенным объемом знаний, можно проводить занятия в виде следующих игр:

-Четвертый лишний." Урок можно проводить с помощью проектора или магнитной доски и заранее подготовленных материалов. Детям предлагаются четыре представителя флоры или фауны. Необходимо определить, кто лишний. Например, лошадь, кошка, собака, таракан. Последний относится к группе насекомых, поэтому он лишний.

"Паутина". Учитель задает ученику вопросы. При правильном ответе ученик получает клубок шерстяных ниток. Затем ребенок сам задает вопрос и наливает следующий клубочек. В конце игры появляется паутина, которая показывает тесную связь между отдельными компонентами природы.

Игры на уроках иностранного языка

Уроки английского или любого другого иностранного языка изначально являются самыми сложными для ребят в первом классе. Дети привыкли описывать объект знакомыми словами. Методика игровых технологий в начальной школе позволяет сделать процесс изучения иностранного языка ярким и запоминающимся. Чтобы выучить конкретные слова, быстро поможет игра под названием "Вопрос". Учитель должен сказать несколько слов об изучаемой теме. Ребята по очереди задают вопросы, чтобы узнать, что это за слово. В первом классе беседу можно вести на русском языке, в дальнейшем желательно задавать вопросы на иностранном языке. Учитель может ответить только "да" или "нет". Практика показывает, что эта игра помогает запоминать иностранные слова гораздо лучше, чем обычное запоминание.

Как и в случае с литературой, хорошие результаты дают постановочные пьесы. Разница лишь в том, что все персонажи должны говорить на иностранном языке. Поэтому не рекомендуется приглашать родителей и администрацию школы на нестандартные уроки английского языка. Вы можете сыграть пьесу или эскиз во время урока, не запоминая текст. Все, что нужно студентам, - это прочитать ответы в соответствии с представленным сценарием.

Помогает обучить письму на иностранном языке создание головоломок и кроссвордов, как в случае с предметом "Русский язык". В этом случае дети уже должны обладать определенными знаниями. Поэтому уроки английского языка с использованием этой технологии следует проводить, начиная со второго класса.

Подвижные игры на уроках физкультуры

Физическая подготовка играет важную роль в планировании учебного процесса. Качественно выполнять упражнения, которые положительно скажутся на состоянии здоровья, захочет далеко не каждый ребенок. Как и в случае с другими предметами, мотивация необходима. Актуальность игровых технологий в начальной школе также касается физической подготовки. Различные эстафеты и другие соревнования стимулируют детей к физической активности. Желательно проводить занятия на свежем воздухе не только в теплое время года, но и зимой. Необходимо включить в образовательную программу обучение катанию на лыжах и коньках.

Хорошие результаты дают командные игры, которые учат детей работать вместе над результатом. На уроках физкультуры студенты могут играть в футбол, баскетбол, волейбол.

Зарубежный опыт

Игровые технологии в начальной школе уже давно используются за рубежом. Во многих европейских учебных заведениях обучение начинается с 4 лет. Но эти классы не такие, как в домашних школах. Ребята воспринимают любую информацию через игру. Даже обычные классные комнаты-нет. Занятия можно проводить на полу в игровой комнате. Детей окружают игрушки в виде геометрических фигур, букв и животных.

Начальное образование в любой европейской стране является государственным. Чтобы попасть на тренировку, малышу не нужно проходить тестирование. Все ученики равны. Особенностью многих зарубежных школ является нехватка классных комнат. Дети делятся на группы по способностям на 8-10 человек. Таким образом, учитель может уделить максимум внимания каждому ребенку. Занятия проводятся не только в учебном заведении, но и на открытом воздухе. Ребята вместе с учителем посещают заводы, другие школы, зоопарки. Атмосфера в команде больше похожа на семейную.

Игра - основное занятие детей в начальных школах Швейцарии, Англии, Франции и многих других стран. Большое внимание на первых этапах обучения уделяется физическому развитию детей. Иностранные дети могут отставать от российских сверстников по уровню академического развития. При этом они практически не болеют, мало кому приходится сталкиваться с проблемой сколиоза.

Многие российские государственные школы сегодня перенимают зарубежный опыт. Преподаватели выезжают на практику за рубеж, чтобы поделиться знаниями с коллегами из других стран, взять что-то новое для себя, внедрить в отечественный образовательный процесс. Ведь нельзя сказать, что российская технология образования неверна. Домашние дети, которые тратят большую часть своего времени на решение скучных задач, также отлично запоминают предмет. Но разбавление стандартных уроков играми, как за рубежом, делает процесс обучения более ярким, интересным и мотивирующим для дальнейшего развития.

Подводить итоги

Опыт показывает, что внедрение игровых технологий в учебный процесс в начальной школе дает положительные результаты. У детей есть интерес к изучению даже скучных предметов, они стремятся стать лучше, получить похвалу. Кроме того, игра позволяет раскрыть личность ребенка, снять комплексы, которые были заложены в семье. В процессе конкурсов и ролевых игр студенты демонстрируют свои способности одноклассникам, тем самым поднимаясь в их глазах.

Игра и учеба-это два разных вида деятельности. Между ними существуют качественные различия. Особенности игровых технологий в начальной школе заключаются в их тесной взаимосвязи с процессом изучения предмета. Учитель должен сделать все, чтобы заинтересовать детей. В этой игре будет часть урока. Необходимо заниматься такими занятиями всем ребятам без исключения. Тогда учитель сможет добиться хороших результатов.

Необходимо продумать проведение игр еще на этапе разработки учебного плана в начале года. Это должны быть ролевые игры и различного рода соревнования. Такие мероприятия должны занимать не менее 20% от общего времени обучения. Результатом станет прочное усвоение знаний и формирование мотивации к дальнейшему обучению в школе.

You Might Also Like

0 комментарий