Шведское искусство — под открытым небом

Направления в современном шведском искусстве уникальны тем, что в них взаимодействуют определенные доминирующие тенденции. Шведское искусство — это маятник, балансирующий между внутренней и международной направленностью. 
Ernst Josephson
Портрет А.В. Август хагборг Эрнст Джозефсон Фарфоровая картина маслом

Искусствовед Сёрен Энгблом, который с 1990 года был куратором Музея модерна в Стокгольме, писал, что шведское искусство балансирует между конвенционализмом и борьбой за освобождение конца XIX века, между самобытным и модным, между провинциальным и урбанистический в течение двадцатого века.

Современное шведское искусство уходит корнями в то, что было известно как Оппозиция (Opponentrörelsen). Это движение стало кульминацией многолетнего недовольства Королевской академией изящных искусств, которая безраздельно господствовала в мире искусства в середине 19 века, несмотря на скудное финансирование и отсутствие хороших учителей.

Господствующим подходом здесь было изображение быта в унылой буржуазной манере, тогда как пейзажисты с большим энтузиазмом изучали натуру, но все же писали свои картины в мастерской, используя монтажные композиции. Самые популярные темы того периода, такие как исторические картины, идиллии, пейзажи и портреты, были полностью сепаратистскими.

Однако следующее поколение было интернациональным по своей ориентации. Художники предпочитали посещать Францию ​​и изучать импрессионизм. Они не приняли стиль, но разделяли интерес импрессионистов к изучению света и живописи на открытом воздухе.

Союз художников просуществовал до 1920 года, но с годами становился все более и более эксклюзивным обществом. В период с 1891 по 1908 год в нем была собственная школа живописи, а также организовывались выставки. Группа сокурсников из третьей школы Союза (1905-1908) сформировала ядро ​​возрожденного парижского движения, которое начало давать о себе знать в шведских художественных кругах с 1909 года. Однако этому движению предшествовали некоторые важные новаторские вклады.

Ранние картины Эрнста Джозефсона являются хорошим примером, иллюстрирующим события в изменяющемся мире искусства того времени. Его творчество неустойчиво балансирует между романтизмом и натурализмом. Позже он сошел с ума и вообще перестал рисовать.

Похожая участь постигла Карла Фредрика Хилла (1849-1911), который после блестящего периода французской пейзажной живописи в середине 1870-х годов впал в тридцатилетнюю душевную болезнь. В отличие от Джозефсона, даже каждый день своей болезни он непрерывно рисовал. Его пейзажные видения считаются его самой выдающейся работой. Коллеги Джозефсона и Хилла из круга Союза художников относились к этим художникам с большим вниманием.

Модернизм

Модернистский прорыв начался, когда группа художников, называвших себя «Молодыми» (De unga), открыла свою первую выставку в Стокгольме в 1909 году. такие художники, как Исаак Грюневальд (1889–1946), Тор Бьюрстрем (1888–1966) и Леандер Энгстрём (1886–1927).

Большинство членов группы учились в школе Союза художников, а потому были против Академии. Они отправились в Париж и там познакомились со знаменитым Анри Матиссом. Но на работы, которые они выставили в 1909 году, больше повлиял Сезанна, посмертный прорыв которого произошел на осеннем салоне в Париже в 1907 году.

Движение «Молодые» распалось через пару лет, и в 1912 году ядро ​​​​группы утвердилось как «Восьмерка» (De åtta). Эти группы обычно называют коллективно термином искусствоведа Августа Бруниуса «мужчины 1909 года», хотя, как ни странно, одной из самых важных среди них была женщина, Сигрид Йертен (1885–1948).

Вместе со своим мужем Исааком Грюневальдом, Эйнаром Йолином (1890–1976) и Леандером Энгстремом она составляла стокгольмское крыло группы — шведский фовизм, уходящий своими корнями в искусство Матисса: ярко окрашенный, декоративный стиль — в то время как Нильс Дардель (1888–1943) развили элегантный наивизм, а Биргер Симонссон и Гёста Сандельс (1887–1919) составили гетеборгское крыло с более лирическим и живописным стилем.

Скандинавские художники подошли к самому радикальному выражению той эпохи — кубизму в его различных формах — довольно осторожно. Промежуточным звеном в Париже является Андре Лот, чей стиль эксперт Энглблом описывает как тщательный граненый кубизм — подход, который первоначально был принят рядом художников, включая Джона Стена и Сири Деркерт (1888–1973), которые развили социально ориентированную и отчетливо индивидуальную концепцию. стиль в ее более поздних работах.

Другим выдающимся художником был Гёста Адриан-Нильссон (1884–1965), также известный как ГАН, который работал в Берлине с 1912 года. Он единственный шведский художник, на которого оказали глубокое влияние все стили того периода. Его работы, характеризуемые как кубофутуризм, часто были красочными и повествовательными по своему подходу и настолько же соответствовали своему периоду, насколько и оригинальны.

1920-е годы принесли новый интерес к классическим формам выражения, в категорию которых входит движение, известное как Neue Sachlichkeit (Новая объективность). Скёльд с его парижскими картинами 1920-х годов, Арвид Фугстедт (1888–1949) с его более интимными стокгольмскими мотивами и виртуозный график Аксель Фридель (1894–1935) считаются наиболее выдающимся шведским законодательным органом этой ассоциации.

Идиллия и мегаполис

Возможно, наиболее типичной предпосылкой шведской культуры является двойственность. Это означает полярность между городом и деревней, между природой и культурой, уходящая своими корнями в развитие крестьянской нации к постиндустриальному городскому обществу.

Это противостояние усиливается глубиной чувства нордического аборигена к природе, с одной стороны, и легкостью, с которой он благоговеет перед великими мегаполисами континента, с другой.

Сюрреалисты

Если о многих из упомянутых выше художников можно сказать, что они ищут шведскую реальность, хотя и совершенно по-разному, то шведское сюрреалистическое движение, имеющее сильные корни во французском происхождении тенденции, также существует.

Например, группа Halmstad, основанная в 1929 году и просуществовавшая более пятидесяти лет, стала знаковой в шведском искусстве ХХ века. Шесть ее членов — Эрик и Аксель Олсон, Свен Джонсон, Эсайас Торен, Стеллан Мёрнер и Вальдемар Лоренцон — рисовали в парижских 1920-х годах в посткубистском, конструктивистском или плоскогеометрическом стилях, но когда группа была основана, они исследуя различные расширения мира грез.

В ряде случаев есть явные стилистические отголоски творчества Сальвадора Дали или Ива Танги, но, как это часто бывает, когда шведское искусство (или музыка, если на то пошло) находится под сильным влиянием интернационального движения, нота скандинавского темперамент и свет проникают в его художественное выражение.

Новый век

После абстрактного окончания 1950-х наступил беспорядок 1960-х. Фигуративный массовый образ со всем, что он представляет, проник в искусство через эстраду. Нью-Йорк взял на себя роль Парижа как мировой художественной столицы. Было ощущение разрыва со сковывающим старым миром, и этот дух времени снова привлек внимание к дадаизму и, в частности, к Марселю Дюшану.

Потом было искусство инсталляции, характерное для 1980-х. Инсталляционное искусство 1980-х часто искало причудливые места, такие как заброшенные промышленные предприятия. Три выставки «там же», инициированные Яном Хофстрёмом в начале 1980-х годов по образцу Нью-Йорка и привлекшие множество участников, представляют этот путь от крупных учреждений.

С другой стороны, новый Музей Модерна в Стокгольме, открывшийся в 1998 году, противопоставил эту тенденцию своей серией «Проекты Музея Модерны», в которой молодые художники из Швеции и других стран приглашаются для создания новых и часто «конкретных» произведений. работает.

А Rooseum в Мальмё расширил традиционную концепцию художественной галереи в сторону более тесного контакта с окружающим миром, тенденция, которая затрагивает все больше и больше художественных галерей и музеев в интересах художественного образования и популяризации.

Однако по прошествии 1990-х годов в шведском искусстве можно было увидеть растущую социальную ориентацию. Если в 1980-е инсталляции производились в заброшенных промышленных зданиях, то 1990-е повлекли за собой движение к местам социальных встреч, таким как улицы и площади, магазины и торговые центры, отели и коммерческие художественные ярмарки.

Эта чрезвычайно социальная форма искусства породила концепцию реляционной эстетики. Элин Викстрём (р. 1965) принадлежит сюда.

Она показала себя спящей в супермаркете, руководила велоклубом для езды на велосипеде задом наперед на фестивале в Мюнстере в Германии и полностью изменила социальную жизнь куклы Барби. Анника Эрикссон (р. 1956) с исследовательским подходом, почти социоантропологическим по своей направленности, использует свои видеоработы для изучения популярных проявлений таких явлений, как собирательство в шведском государстве всеобщего благосостояния .

Живопись живет наряду с новыми медиа. В своей экспрессивной живописи, отдающей предпочтение мотивам природного и символического мира скандинавских стран, Эрнст Биллгрен (р. 1957) установил связь с китчем и, как это ни парадоксально, стал самым известным художником в Швеции, не будучи на самом деле «популистом». '.

Художница Сесилия Эдефальк (р. 1954), которая исследует природу живописи и образа в своих автопортретах и ​​этюдах с мерцающими фигурами, выставляла работы на Биеннале в Сан-Паулу (1994) и в Музее Уитни в Нью-Йорк.

Возродившийся интерес современного общества к рассказыванию истории дает о себе знать в живописи в фигуративных произведениях, подобных работам Линн Фернстрем (р. 1974). Анн-Софи Сиден (р. 1962), с другой стороны, привлекла большое внимание своими видеоработами.

Они часто представляют большие социальные и политические проблемы (Warte mal, 1999, о проституции в новой Восточной Европе). Сиден выставлялась на биеннале в Венеции и Сан-Паулу, а в 2001 году она провела хорошо принятую выставку своих работ в Музее современного искусства де ла Виль де Пари.

You Might Also Like

0 комментарий